Основным центром, вокруг которого позднее сформировался город Железнодорожный, был поселок Обираловка, который впервые упоминается в документах с 1799 года. Такое название он получил из-за того, что местные жители промышляли грабежом купцов. Разбойники, прячась в придорожных лесах, останавливали путников, обирали их, и благополучно скрывались с добычей. Чаще всего грабителями оказывались крестьяне окрестных деревень. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой.
Бывшие дачные и рабочие поселки: Ольгино, Обираловка, Сергиевка получили название - поселок Обираловка, который 17 января 1939 года был переименован в поселок Железнодорожный и получил статус рабочего поселка городского типа в составе Реутовского района.
Город Железнодорожный образован в 1952 г. вначале в составе Балашихинского района, а 10 декабря 1960 года Железнодорожный стал городом областного подчинения.
Поселок Кучино, вошедший в город Железнодорожный, впервые упоминается в письменных источниках за 1573 - 1574 гг. Во второй половине XVII в. в Кучино начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. С 30-х годов все кирпичные заводы объединились в один - им. Красной Армии и Флота (КРАФТ). Кучинский керамический завод внес свою лепту в строительство Спортивного комплекса в Лужниках, Дворца культуры и науки в Варшаве, Дворца съездов и Государственного исторического музея в Москве.
В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 г. - пристанционный посёлок Обираловка. В 1932 году было создано локомотивное депо, а 8 марта 1933 года первый электропоезд прошел из Обираловки в Москву.
В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) была построена фабрика - «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. Была построена больница, получившая название Саввинской.
В посёлке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 г. был создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский - основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом.
В 1941 году мирная жизнь была прервана нападением фашистской Германии. В первые месяцы Великой Отечественной войны Саввинская фабрика проводила на фронт около 600 человек. На фабрике стали производить продукцию оборонного значения.
В Кучино разместился военный госпиталь. Из добровольцев - жителей района был сформирован 25-й батальон народного ополчения. В память о погибших в годы Великой Отечественной войны жителях города в микрорайонах города и поселке Купавна установлены мемориалы и обелиски.
В послевоенные годы экономика района пополняется новыми отраслями. В 1946 году создается научно-исследовательский институт строительной керамики с опытным заводом. В 1952 открыты завод керамических блоков и деревообрабатывающий комбинат № 6. В 1956 г. - электромеханический завод, в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.
В конце 1980 - начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала.
Достопримечательности города
Одна из главных достопримечательностей города - православная Преображенская церковь второй половины XIX века, Главную историческую и художественную ценность храма представляет фарфоровый иконостас, установленный в 1904 году и выполненный на Кузнецовских заводах.
Среди других достопримечательностей имение П. А. Румянцева -ЗадунайскогоТроицкое-Кайнарджи в Павлино.
Краеведческий народный музей.