Мы с ребёнком были на этой опере почти год назад, в январе иду еще раз, но на этот раз… ребёнка оставлю дома. :) Потому, что спектакль этот, как оказалось, совсем не детский. В отличие, например, от замечательного, красивого, трогательного советского мультфильма, поставленного по сказке Андерсена «Русалочка», который адаптирован для детского восприятия. На тот момент ребёнок очень любил этот мультфильм, мог смотреть по несколько раз в день, и потому, как только в афише появился этот спектакль, сразу купили билеты.
Перед походом на эту оперу я почитала те немногие отзывы, которые смогла найти в интернете. Но по тем отзывам было не очень-то понятно, на какой возраст рассчитан спектакль, и потому ориентировалась, в первую очередь, на описание на сайте театра, где написано, что спектакль этот и для детей (и на слова кассира:). И, несмотря на то, что спектакль продолжительный (2 часа 40 минут, с одним антрактом), всё же решили пойти - поскольку очень хотелось и в Геликон-оперу (жаль, что в этом театре нет детских спектаклей; кроме новогодних), и на «Русалку», и небольшой опыт посещения оперных спектаклей у ребёнка уже был.
Уже при входе в театр, честно говоря, почувствовала себя несколько неловко, т. к. в театр тянулась вереница только лишь взрослых зрителей. В итоге, детей в зале было совсем не много – мой ребёнок 5,8 лет, и еще 3-4 ребёнка чуть постарше.
Спектакль глубокий, многогранный. Впрочем, как и сама сказка Андерсена. Но он поставлен не только по мотивам этой сказки, но и по мотивам других произведений – «Ундины» де ла Мотт Фуке и «Затонувшего колокола» Гауптмана. В этом спектакле хорошо раскрыта не только тема любви принца и Русалки, но и темы измены, мести, милосердия, непреодолимых противоречий, и человеческих ошибок, которые могут привести к трагическому финалу. Детям большая часть из этого будет не понятна, да и взрослым, чтобы увидеть и понять весь диапазон передаваемых чувств и задумку режиссёра, одного посещения, как мне кажется, будет недостаточно. После посещения я еще долго думала об этом спектакле, персонажах, и каждый раз открывались какие-то новые грани.
О своих личных впечатлениях писать не буду, а напишу лишь о том, почему, по моему мнению, спектакль не детский. Он не для младших школьников - точно. Про более старший возраст сказать не могу, т. к. не доросли еще, но, в любом случае, это не должно быть одним из первых посещений оперы, и ребёнок должен быть готов к продолжительному прослушиванию, и должен понимать не речь, а голос - как инструмент повествования и передачи чувств и эмоций.
Исполнение этой оперы - на чешском языке. Над сценой было установлено табло с бегущей строкой – с переводом текста арий на русский язык. Но лично я на него не смотрела, т. к. чтение отвлекает, не позволяет в полной мере видеть мимику актёров и слышать голоса и интонации (и я не хотела бы слушать эту оперу «в переводе»). А вот детям, думаю, сложно слушать то, где они не услышат ни одного знакомого слова.
Сюжет этой оперы отличается от, например, сюжета в мультфильме или в сказке Андерсена. И уже на первых минутах спектакля встречаются персонажи, которых нет в сказке – Водяной, Леший, Баба-Яга, а позже и повар с поварёнком. Т. е. уже сразу ребёнок видит не то, что ожидает. Некоторые персонажи одеты в костюмы, соответствующие роли, а некоторые в современную одежду – и это так же не понятно ребёнку.
Музыка этой оперы, написанная Дворжаком – очень красивая, мелодичная, но вместе с тем и тревожная. К тому же, зал театра небольшой, музыканты и артисты находятся буквально в пяти-десяти метрах от зрителей, голоса певцов этого театра очень сильные - и потому быстро погружаешься в происходящее, и пропускаешь через себя все эмоции и чувства, передаваемые музыкой и голосами исполнителей (обратила внимание, что зрители слушали заворожено, а в некоторые моменты даже будто находясь в некоем оцепенении. И, может, именно поэтому уже через 15-20 минут после начала мой ребёнок заснул. :) Будто бы стараясь «отключиться» от этого тревожного и неведомого ему мира (и тем самым дал мне возможность насладиться просмотром этого спектакля и голосами актёров. ) Проспал весь антракт, и проснулся только во втором отделении, после чего попросил срочно уйти. :)
Грим и детали костюмов некоторых актёров, вкупе с музыкой, честно говоря, так же вселяют некую тревогу. Это и зеленоватого цвета волосы Русалки, и огромный русалочий хвост, и одеяние Водяного. Немного жуткий эпизод, в котором Русалка избавляется от хвоста - Баба-Яга достаёт огромный нож, на сцене лежит рыба (кажется, настоящая:), и этим ножом разрубает рыбу (хорошо, что в этот момент мой ребёнок уже спал. :) И еще один момент – когда Водяной в жутком одеянии и с таким же жутким гримом босиком, немного даже пугающей походкой, выходит в зал, и, проходя по проходу перед третьим рядом, прямо перед зрителями, исполняет свою арию (хорошо, что и в этот момент ребёнок спал:). Ощущения сильные (собственно, именно из-за этого и взяла билет снова).